Двумерный массив Delphi. Двумерный динамический массив Обучающий материал

Абсолютно любой язык программирования схож с остальными набором функций, основных схем и конструкций. То же касается и языка программирования Delphi. Если быть честным, то по сути это даже и не язык, а так называемый диалект Object Pascal.

Ведь весь код, который вы вводите, пишется не на чем ином, как на ООЯП (объектно-ориентированном языке программирования) Pascal. Но, тем не менее, Delphi, разработанная фирмой Borland, имеет свою собственную оболочку и среду разработки, причем полностью визуальную.

Так что из-за этого все называют Delphi языком программирования. Ну что же, отойдет от этого вступления и перейдем ближе к теме статьи. Мы рассмотрим, что такое двумерный массив, для чего он нужен и рассмотрим пример его использования.

Двумерный массив Delphi


Не буду путать вас сложными техническими обозначениями термина, я просто скажу простым языком.

Пример массива – это шахматная доска. Снизу у нас буквы (A-B-C…), сбоку цифры (1-2-3…), каждый квадрат на поле задается двумя координатами, к примеру: E2, E4, G5. И на выбранном квадрате может стоять фигура, конь, ферзь, ладья, а может и не стоять вовсе. В программировании двумерный массив позволяет построить подобные схемы.

Давайте рассмотрим пример, построим шахматную доску размером 3 на 3 ячейки и заполним несколько ячеек фигурами:

Сначала мы создадим двумерный массив Delphi mas, имеющий по три ячейки (1..3), зададим ему тип string:

var mas: array[1..3,1..3] of string;

Теперь нам нужно заполнить все девять ячеек, “расставить фигуры” в каждую, для этого обратимся к каждой ячейке на прямую по ее адресу, как это делается в шахматах, к примеру ячейка 1-1 или 2-3, первая цифра – номер по горизонтали, вторая – по вертикали. Сделаем это так:

mas[1,1]:='Ферзь';
mas[1,2]:='Пусто';
mas[1,3]:='Ладья';
...
mas[3,3]:='Пусто';

Теперь у нас есть поле из 9 ячеек, заполненное теми фигурами, которыми вы пожелаете. Двумерные массивы Delphi применяются для многих целей, это может быть база данных, с именами людей, номерами телефонов, должностями или еще какой-либо информацией, так же массивы чисел можно применять в играх для сохранения в памяти программы информацию об игроках, уровнях их здоровья, очках.

Любой программист сам выбирает для каких целей он будет использовать массив, потому что он является одной из самых важных конструкций в программировании. Если кому будет интересно, то существует также двумерный динамический массив – его отличие заключается лишь в том, что значение его ячеек и, самое главное, количество этих самых ячеек изменяется по ходу выполнения программы.

Многомерный массив Delphi

Двумерный динамический массив Delphi, а также многомерный массив применяются в более сложных программах. Как правило, дальше трехмерности, программисты не уходят. Так как задавать значение ячеек и работать с 4-мерными или 5-мерными массивами довольно трудно. Примером многомерного массива, а если быть точнее, трехмерного массива является кубик Рубика. Это, по сути, массив из 3x3x3 ячеек, каждая задается тремя координатами по x, y и z.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.